№№ п/п |
наименование и реквизиты акта |
краткая характеристика акта |
1 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Начало действия документа - 05.12.2022 |
Установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений, включая смену пола, среди лиц любого возраста В этой связи в новой редакции изложена действующая редакция статьи 6.21 КоАП РФ, в которой был установлен запрет на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Одновременно увеличены размеры административных штрафов. Кроме того, КоАП РФ дополнен новыми статьями 6.21.1 и 6.21.2, устанавливающими ответственность: за пропаганду и (или) оправдание педофилии; за распространение среди несовершеннолетних информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, либо способной вызвать у несовершеннолетних желание сменить пол, соответственно. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. |
2 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 500-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Начало действия документа - 05.12.2022 |
Расширены антикартельные полномочия Федеральной антимонопольной службы Законом закреплено право должностных лиц антимонопольного органа по мотивированному требованию в установленный срок при проведении плановых и внеплановых проверок получать от физических лиц, в том числе ИП, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий. Документом также установлен порядок подачи заявления о заключении хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от нее. Кроме этого, законом с 1 января 2024 года вводится обязанность заказчика в рамках Закона N 44-ФЗ предупреждать участника закупки об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществления согласованных действий. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу. |
3 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 507-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Начало действия документа - 05.12.2022. |
Усовершенствован порядок изъятия у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его неиспользования по целевому назначению Закон, в частности: предусматривает возможность изъятия земельного участка в случае его неиспользования по целевому назначению в течение трех и более лет к моменту осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора); уточняет порядок продажи изъятых участков с публичных торгов; вводит запрет на переход, прекращение права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, а также на передачу такого участка в ипотеку. Так, при выявлении нарушений в ЕГРН вносится запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок и ипотеки как обременения на такой участок, за исключением случаев перехода права собственности в порядке универсального правопреемства. В случае неустранения выявленных нарушений в срок, установленный в предписании, выданном уполномоченным органом, в отношении такого земельного участка (посредством внесения в ЕГРН соответствующей записи) запрещается совершение любых сделок до завершения рассмотрения судом дела об изъятии земельного участка. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. |
4 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 509-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Начало действия документа - 01.03.2023 |
Сокращены сроки согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности В частности, сроки принятия решений в ряде случаев сокращены с 30 до 20 дней, при этом в случае, если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию, - с 45 до 35 дней. Кроме того, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, возложена обязанность в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года. |
5 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 513-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" Начало действия документа - 16.12.2022. |
Принят закон, направленный на обеспечение прав граждан и организаций при приобретении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности Согласно общему правилу, при оказании госуслуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута, размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении соответствующей услуги. При этом устанавливается исключение из этого правила: если после подачи заявления (ходатайства) кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась в сторону понижения, то применяется измененная (сниженная) кадастровая стоимость. |
6 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 490-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Начало действия документа - 04.02.2023. |
Невостребованное жилье, предназначавшееся для граждан, уволенных с военной службы, будет передаваться ветеранам боевых действий, чернобыльцам и другим льготным категориям граждан Закон предусматривает право субъектов РФ использовать такие жилые помещения в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, предоставление которым такой меры социальной поддержки предусмотрено в соответствии с действующим законодательством. |
7 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 472-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Начало действия документа - 01.01.2023 |
Мораторий на формирование накопительной части пенсии продлен до конца 2025 года Действие порядка, в соответствии с которым суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий, без формирования пенсионных накоплений, продлевается еще на один год. Кроме этого, законом установлен порядок приостановления и возобновления госслужбы в связи с участием лица в военных действиях. Закреплены положения, касающиеся вопросов приостановления и возобновления госслужбы в связи с призывом на военную службу по мобилизации, заключением контракта о прохождении военной службы либо заключением контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением положений о приостановлении и возобновлении госслужбы, которые вступают в силу со дня его официального опубликования. Решение о расторжении контракта с госслужащим в связи с его призывом на военную службу, принятое в период с 21 сентября 2022 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается не действующим с даты принятия этого решения, а государственная служба соответствующего лица считается приостановленной с указанной даты до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для ее приостановления. |
8 |
Федеральный закон от 05.12.2022 N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" Начало действия документа - 01.01.2023. |
Закреплена возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет независимо от очередности его рождения Согласно тексту документа, средства маткапитала могут направляться на получение ежемесячной выплаты при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за назначением выплаты. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет ежемесячная выплата может быть назначена на каждого ребенка. Также законом внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", которыми из него исключены положения о ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Кроме этого, уточняется, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 года и является гражданином РФ. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года. Право на получение ранее назначенной ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка сохраняется за гражданами до окончания периода, на который указанная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. |
9 |
Постановление Правительства РФ от 05.12.2022 N 2229 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2022 г. N 1241" Начало действия документа - 15.12.2022. |
Обновлено Положение о федеральной государственной информационной системе "Моя школа" Изменения в Положение внесены во исполнение Федерального закона от 14 июля 2022 года N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи". В частности, предусмотрено, что учет участников Общероссийского движения осуществляется с использованием системы "Моя школа". |
10 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой" |
Конституционным Судом даны разъяснения по вопросу перерасчета платы за вывоз ТКО за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства Непроживание собственника жилого помещения в таком помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) не освобождает его от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО. Полное же освобождение лица от внесения платы за указанную коммунальную услугу не согласовывалось бы с рядом конституционных принципов. Отмечено, что факт регистрации по месту жительства не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод. При перерасчете платы за вывоз ТКО надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет не придает какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. Таким образом, часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не противоречат Конституции РФ. Указанные нормы не могут служить основанием для дифференцированного решения вопроса о предоставлении собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, права на перерасчет платы за вывоз ТКО, исчисляемой исходя из количества проживающих, на основании нормативов накопления ТКО, в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника и иных лиц регистрации в этом жилом помещении. |
11 |
Федеральный закон от 19.12.2022 N 535-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Начало действия документа - 01.03.2023. |
С 1 марта 2023 года актуализируются требования к уставам некоммерческих организаций Требования к уставам, содержащиеся в законах "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях", приводятся в соответствие с положениями главы 4 Гражданского кодекса. |
12 |
<Письмо> Росреестра от 02.12.2022 N 14-10634-ТГ/22 <О направлении ответов на вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав> |
Росреестром подготовлены ответы/рекомендации на некоторые вопросы в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Сообщается, в частности, об изменении вида разрешенного использования садовых земельных участков на вид, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, о необходимости нотариального удостоверения документа, подтверждающего передачу доли в праве на недвижимое имущество участником обществу в качестве имущественного вклада в уставный капитал общества, о государственной регистрации права собственности "прежнего" собственника объекта недвижимости на основании решения суда о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности при наличии зарегистрированных арестов/запретов, ограничивающих право "актуального" собственника, и прочее. |
13 |
Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2331 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Начало действия документа - 28.12.2022. |
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках ряда госпрограмм приведены в соответствие с действующим законодательством Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 282-ФЗ закреплено, что для членов семей погибших (умерших) военнослужащих для представления указанной категории граждан жилого помещения размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти), а также с учетом рождения ребенка (детей) в семье военнослужащего после его гибели (смерти), в отношении которого установлено отцовство. Кроме этого, документом совершенствуется механизм приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости с использованием социальной выплаты: - устанавливается запрет на приобретение жилого помещения у близких родственников, за исключением случая приобретения доли в праве общей собственности на жилое помещение у указанных лиц, при котором жилое помещение полностью поступает в общую долевую собственность распорядителя счета и членов его семьи; - не допускается приобретение жилого помещения, признанного непригодным для проживания, или жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. |
14 |
Федеральный закон от 19.12.2022 N 545-ФЗ "О внесении изменений в статьи 302 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации" Начало действия документа - 19.12.2022 |
За мобилизованными гражданами закреплено преимущественное право приема на ранее занимаемую должность после прохождения военной службы В статью 351.7 Трудового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым лицо, призванное на военную службу по мобилизации, заключившее контракт либо добровольно содействующее в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в течение трех месяцев после окончания прохождения военной службы имеет преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло в трудовых отношениях до призыва на военную службу. Согласно тексту закона, такое преимущественное право предоставлено лицам, с которыми приостановленный трудовой договор был расторгнут в связи с истечением срока его действия. В случае отсутствия подходящей вакансии лицо имеет преимущественное право поступления на другую вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, а если такие вакантные должности отсутствуют - на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Кроме этого, законом в Трудовом кодексе РФ закреплена обязанность работодателя обеспечить за свой счет доставку работников, осуществляющих работу вахтовым способом, до места выполнения работы и обратно. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу. Действие положений части двенадцатой статьи 351.7 Трудового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года. |
15 |
Федеральный закон от 19.12.2022 N 551-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" Начало действия документа - 01.01.2024. |
Определены основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) В перечне таких требований: обязательное обеспечение предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде с возможностью обращения за их получением через единый портал госуслуг; получение в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов и сведений, необходимых для принятия органами и организациями соответствующих решений; подписание электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года. До 1 января 2025 года процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями. Субъекты РФ, обеспечивающие исключительно за счет собственных средств предоставление мер социальной поддержки, вправе самостоятельно устанавливать требования к процессам их предоставления с использованием региональных информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг. |
16 |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39 "О судебной практике по уголовным делам о неуплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации)" |
Задолженность по алиментам может быть погашена другими лицами Погашение задолженности может быть произведено не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, погасить задолженность в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности. Покупка продуктов, дарение вещей, оплата расходов, если такие действия не носили постоянного характера и не свидетельствовали о нахождении ребенка или нетрудоспособных родителей на иждивении у лица, обязанного уплачивать алименты, не освобождают его от обязанности уплачивать алименты в полном объеме. Уголовная ответственность по статье 157 УК РФ наступает только в тех случаях, когда лицо имело реальную возможность выплачивать алименты, но умышленно уклонялось от исполнения возложенной на него обязанности, в том числе производило платежи в размере менее установленного судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением, например, нерегулярные или незначительные платежи. Если же невыполнение им алиментных обязательств было связано с наличием причин, которые признаны судом уважительными, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ. Судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 157 УК РФ, учитывать разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 года N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей". |
17 |
Федеральный конституционный закон от 19.12.2022 N 9-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" Начало действия документа - 01.07.2023. |
Уточнен статус администраторов кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, областных и верховных судов субъектов, апелляционного и кассационного военных судов и арбитражных судов Предусмотрено, что общее руководство аппаратом суда осуществляет председатель соответствующего суда. Документом в кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции, областных и равных им судах, арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов РФ, Суде по интеллектуальным правам, кассационном и апелляционном военных судах, окружных (флотских) военных судах вводится должность руководителя аппарата суда - администратора. Уточнены отдельные полномочия администраторов судов, а также установлено требование о наличии у руководителя аппарата суда высшего юридического образования. Указанное требование не распространяется на лиц, замещающих должности администраторов на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года. |
18 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2022 N 55-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в связи с жалобой граждан А.Г. Брюханова и Н.В. Брюхановой" |
Конституционным Судом разъяснены отдельные вопросы признания жилого помещения непригодным для проживания В судебной практике не исключена ситуация, когда суд, признав решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания незаконным, вправе - не предрешая существа решения, которое будет ею принято по итогам рассмотрения вопроса о признании помещения непригодным для проживания, - лишь обязать комиссию в определенный срок оценить соответствие помещения предусмотренным требованиям. Отсутствие в судебном акте прямого указания о возложении на межведомственную комиссию и орган местного самоуправления обязанности признать помещение непригодным для проживания (либо иного указания) позволяет им считать судебный акт исполненным даже в случае принятия ими нового решения, открыто противоречащего решению, принятому судом. Часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ и пункты 7, 42, 47, 51 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом не противоречат Конституции РФ. Они позволяют суду при рассмотрении обращения об оспаривании заключения межведомственной комиссии и последующего акта органа местного самоуправления о признании жилого помещения пригодным или непригодным для проживания решить указанный вопрос по существу либо возложить на межведомственную комиссию обязанность принять соответствующее решение, если установлены все обстоятельства, необходимые для его принятия. |
19 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2022 N 56-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой" |
Конституционный Суд разрешил использовать средства материнского капитала для реконструкции жилых помещений в доме блокированной застройки Конституционный Суд отметил, что по буквальному смыслу пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в том числе во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, действующее регулирование не предусматривает использования средств маткапитала на реконструкцию объекта капитального строительства, не являющегося объектом индивидуального жилищного строительства, даже если при этом улучшаются жилищные условия в жилом помещении, принадлежащем лицу, получившему сертификат на маткапитал. Однако предназначению маткапитала не противоречит реконструкция иного, нежели объект ИЖС, объекта капитального строительства, в результате которой увеличивается площадь жилого помещения, принадлежащего получившему сертификат лицу. Таким образом, указанное положение не соответствует Конституции РФ, поскольку оно не предусматривает возможности направить средства маткапитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания, кроме объекта ИЖС, притом что лицом, получившим сертификат, выполнены все требования, предъявляемые к реконструкции таких объектов, а также соблюдены иные условия направления средств маткапитала на такую реконструкцию. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее законодательное регулирование. До этого указание в нормативных правовых актах на реконструкцию именно объектов ИЖС не должно препятствовать направлению средств маткапитала на улучшение жилищных условий путем реконструкции иного объекта капитального строительства, предназначенного для постоянного проживания. |
20 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" |
Конституционный Суд разъяснил особенности заключения договора с единственным участником торгов Конституционным судом отмечено: если организатор торгов имеет возможность выбора - либо заключить договор с единственным участником закупочной процедуры, в отношении которого было принято решение о заключении договора, либо объявить ее повторно, то само это не вступает в противоречие с основными началами гражданского законодательства. Пункт 5 статьи 447 ГК РФ, устанавливая, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, не закрепляет последствия признания торгов несостоявшимися. Указанная общая норма не исключает возможности устанавливать в специальном законодательстве различные правовые последствия признания торгов несостоявшимися. Однако в судебной практике преобладает иной подход: подача в процессе организованных торгов единственной заявки, не отведенной закупочной комиссией и отвечающей всем установленным требованиям, должна признаваться удовлетворяющей интересам организатора торгов и расцениваться как обязательный повод для заключения с ним договора, хотя торги и признаны несостоявшимися. Организатор торгов, проводимых в соответствии с законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", должен руководствоваться положением о закупке. Документами, регламентирующими закупки, не может допускаться ситуация, когда заказчик (организатор торгов) действовал бы в отношениях с единственным участником торгов по своему произвольному усмотрению. Пункт 2 статьи 432, пункт 1 статьи 438, пункт 5 статьи 447 и пункт 4 статьи 448 ГК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку эти нормы в системной связи с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не предполагают обязанности заказчика (организатора торгов) заключить договор с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно. Когда в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов), признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется. |
21 |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 40 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре" |
Судам даны разъяснения по некоторым вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с несоблюдением ограничений, устанавливаемых при административном надзоре В частности, разъяснены вопросы, касающиеся порядка рассмотрения таких дел, вопросы квалификации указанного административного правонарушения в качестве повторного, вопросы определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии (неявка в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания или фактического нахождения для регистрации), и прочее. |
22 |
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022) |
Президиумом Верховного Суда РФ представлен обзор судебной практики N 3 в 2022 году В Обзоре содержатся правовые позиции по разрешению споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, с социальными и пенсионными отношениями, споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности, споров с сетевыми и газораспределительными организациями. Рассмотрены, в том числе, практики применения гражданского законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), земельного и природоохранного законодательства, законодательства о защите конкуренции, а также приведена практика реализации судами положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. В частности, закреплены следующие выводы: - если требование о расторжении договора займа имеет то же основание, что и требование о возврате суммы займа, порядок исчисления срока исковой давности совпадает; - законом не предусмотрена возможность повторного предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе; - внепроцессуальное общение судьи с подсудимым по рассматриваемому им уголовному делу является основанием досрочного прекращения полномочий судьи. |
23 |
<Информация> Минцифры России от 28.12.2022 "На Госуслугах можно заполнить заявление на единое пособие на детей и беременным женщинам" |
Заявления для получения выплат на детей для нуждающихся семей можно оформить на Госуслугах Рассматривать заявления начнут с 9 января 2023 года, но отправлять их можно заранее. Для этого на Госуслугах размещена специальная форма. В информации приведен порядок действий, чтобы заполнить заявление на единое пособие. Его размер зависит от нуждаемости семьи и может составлять 50%, 75% или 100% прожиточного минимума в регионе. |
24 |
Постановление Правительства РФ от 23.12.2022 N 2409 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Начало действия документа - 28.12.2022 |
Утверждена новая редакция правил предоставления субсидий субъектам РФ на развитие сельского жилищного строительства и благоустройство домовладений Правила содержат: обновленное положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях; положение о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения; методику детализации мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения. |